Мир
классической музыки. Hard & Soft
№8 август 1998 г.
|
|
В искусстве, как и в жизни,
даже лучшие из лучших редко
находят общий язык и пытаются
понять друг друга. “Вагнер
делает больным все, к чему
прикасается, — писал Фридрих
Ницше, — он сделал больной и
музыку, этот бесценный дар
богов человечеству”.
Освобождаясь от своего
собственного романтизма,
ассоциировавшегося в его
представлении с “Тристаном и
Изольдой”, немецкий философ
слушал “Кармен” Бизе. Он снова
и снова приходил в театр, чтобы
потом доказывать самому себе,
что музыка Вагнера, которую он
так ценил в молодости, не более
чем шарлатанство, неумение и
незнание законов, по которым
должно создаваться подлинно
великое музыкальное
произведение. И этот спор, эти
счеты с самим собой в основе
своей были настоящей драмой,
драмой сознания конца XIX века —
последнего века классической
музыки как таковой. Премьера
“Кармен” состоялась в 1875 году
в Париже. По сути своей, это
удивительное творение шло
вразрез не только с умиравшей
на глазах у своих поклонников
романтической музыкальной
вагнеровской драмой, с ее
тяжелой инструментовкой и
сложной системой лейтмотивов,
но и с классической в
итальянском смысле этого слова
оперой Джузеппе Верди. К
моменту появления “Кармен”
уже были созданы “Трубадур”
“Травиата”, “Риголетто”.
Вагнер же в это время работал
над завершающим его эддический
оперный цикл произведением —
“Гибелью богов”. Оба композитора не принимали и не признавали друг друга, живя в Венеции как раз в тот период, когда там проводил последние годы своей жизни Вагнер. Верди старательно избегал всякой встречи с ним и переходил на другую улицу при малейшем намеке на появление где-нибудь вдалеке соперника. Франц Верфель, подробно и красочно описавший в “Романе Оперы” истоки и последствия этого конфликта для дальнейшего развития музыкального искусства, не без основания заметил, что размывание традиций классической музыки началось именно тогда, когда вместо того чтобы объединять и устранять все противоречия, композиторы стали направлять свои усилия исключительно на идеологизированные поиски все новых и новых альтернативных путей. Так ли это или нет и имеет ли вообще смысл говорить о возможности неизменного существования классических музыкальных форм, каждый из нас всегда решает для себя индивидуально. Вселенная классической музыки настолько велика и разнообразна, а подчас и противоречива, что никакая интерактивная музыкальная энциклопедия все равно не даст на это исчерпывающего ответа. В конце концов не в том ее назначение. Ее фрагментарность, быть может, и есть оптимальное условие для того, чтобы почувствовать всю сложность и неклассичность музыки вообще. Ибо классика предполагает универсальность, а универсальным на деле оказывается только Бах. “В каждой музыке — Бах, в каждом из нас — Бог...”, — утверждает Иосиф Бродский. Великобритания. Кельтские барды, которым было строго запрещено брать в руки оружие — музыка и война — две вещи несовместные. Норманское завоевание. Менестрели, музыканты-странники, гонимые церковью, окруженные ореолом таинственных средневековых легенд, музыканты-призраки, о пути которых ничего не было известно, но перед которыми всегда распахивались ворота неприступных замков. Реформация, положившая начало развитию светских жанров. Появление клавесинов и зарождение основ теоретического музыковедения в Оксфорде и Кембридже. Владельцы театров и клубов, покровительствовавшие музыкантам. Балладная опера, возникшая в противовес слишком популярной в Англии итальянской опере. Открытие театра “Ковент-Гарден”, Королевский музыкальный колледж, эдинбургские и шеффилдские музыкальные фестивали... “Слезы” Бенджамина Бриттена — далекие отголоски печально-изысканной музыки менестрелей. |