Домашний компьютер, март 1998 г. "Алиса", мы вместе.
Олег Горшков
Мария Петроченкова

Вряд ли паренек с акустической гитарой, приехавший в 1984 году из Москвы покорять столицу русского рока Питер и удачно влившийся в состав молодой тогда группы "Алиса", знал, что через несколько лет он станет настоящим кумиром молодежи, будет собирать тысячные залы и стадионы, а записи его группы разойдутся миллионными тиражами. И уж конечно не знал молодой человек, что когда-нибудь увековечит себя и "Алису" в виртуальном мире компьютерной энциклопедии.

Прежнему пареньку теперь почти 40, и впору звать его не Костей, а Константином Евгеньевичем. А новая энциклопедия, выпущенная фирмой "Коминфо", называется "Алиса. Быль да сказки" и представляет собой итог более чем 15-летнего творческого пути.



"Алиса" - не первый опыт "Коминфо" в создании интерактивных энциклопедий. В позапрошлом году фирма выпустила диск "Погружение" о группе "Наутилус Помпилиус". Яркое собрание всех записей, текстов песен, фотоальбом и многое другое сделали этот CD-ROM настоящим хитом на многие месяцы. Но "Быль да сказки" выглядит еще привлекательней. О многом говорит уже тот факт, что программа занимает целых два компакт-диска. Дело в том, что пес-ни "Алисы" записаны с качеством не 22 (как в "Погружении"), а 44,1 кГц, что соответствует уровню Hi-Fi бытового CD-проигрывателя. Кроме того, энциклопедия содержит целый час полноэкранного оцифрованного видео, а не пяток "окошечных" видеоклипов, как в предыдущем проекте.

При запуске диска перед пользователем появляется фигура Кинчева на черном и красном фоне. "Вы хотите узнать всю правду об "Алисе"? Выбирайте, какую: красную или черную", - говорит виртуальный Костя. И от его тона и пристального взгляда чувствуешь, что твое решение сейчас - "выбор правды".

В первой, основной части программы, олицетворяющей "Быль", то есть собственно рок-энциклопедию, фанат "Алисы" найдет практически все, что у него уже было в кассетно-компактно-пластиночном виде. Но песни со всех 13 дисков группы, включая только что вышедший альбом "Дурень", - лишь малая часть в море ценной информации, собранной на диске. Интерфейс главного меню по замыслу авторов интуитивен - то есть никаких подписей под курсором нет. Впрочем, разобраться здесь совсем несложно. Вы как бы поднимаетесь над площадью фантастического городка, каждый объект которого соответствует разделу энциклопедической части.

Одна из глав - "Альбомы, песни, стихи" - дает возможность послушать почти любую песню группы, прочитать ее текст, а также краткую статью о каждом альбоме. Здесь же можно посмотреть стихи Кинчева, которые не были положены на музыку. Замечание к этому разделу лишь одно - представлены не все композиции. Дело в том, что многие песни "Алисы" имеют совершенно неповторимое и отличное друг от друга звучание в студийных и концертных записях. Так, например, песня "Картонный дом" в альбомах "Нервная ночь" и "Джаз" звучат в равной степени замечательно, но совершенно по-разному. Энциклопедия же дает нам возможность послушать лишь один из вариантов. Кроме того, попросту отсутствует ряд прекрасных акустических баллад из альбома "Джаз" ("Камнепад", "Ночные окна" и другие). Но что поделаешь - даже пространство CD-ROM небезгарнично.

С непредставленными песнями "Алисы" вполне можно ознакомиться и без рок-энциклопедии. А вот столь богатое собрание видеоклипов, интервью и концертных записей найти уже труднее. В энциклопедии же просмотреть их можно, просто щелкнув на видеокамере в главном меню. Здесь есть все знаменитые клипы "Алисы", включая шедевр компьютерной анимации антинаркотический ролик "Паскуда". Кроме того, в этом разделе представлено около получаса интервью с музыкантами.

Одним из самых замечательных зданий в виртуальном городе "Алисы" является кинотеатр. Показывают там отрывки из перестроечного кинофильма "Взломщик", поднимающего "моральные и социально-нравственные проблемы". И в главной роли - сам Кинчев. Как и видеоклипы, фильм можно смотреть либо в небольшом окне, либо в полноэкранном режиме. К перестроечным же временам относится и глава "Дело Кинчева". В этом разделе мы знакомимся с серией статей из советской прессы с довольно глупыми нападками в адрес "Алисы". Эти статьи здорово навредили Кинчеву и группе. Здесь же представлена подборка материалов прессы самиздатовской, неофициальной, где за "Алису" заступаются. Среди защитников Кинчева, в частности, замечен Александр Житинский, питерский писатель, хорошо известный сегодня в российском Интернете.

Оригинально сделан раздел "История". Специально для этой энциклопедии журналистка и большая "Алисина" подруга Анастасия Рахлина взяла огромное количество интервью у Кинчева, бас-гитариста Петра Самойлова и жены Константина Александры Панфиловой. Это интервью и стало основой исторического очерка о группе, охватывающего все, что связано с "Алисой" и ее участниками, как говориться, "от и до". Здесь, например, можно узнать, что Кинчев "подсел" за компьютеры еще пять лет назад, познакомившись с игрушкой "Арканоид", которой посвятил немало времени.

Отдельное место занимает фотоархив группы, куда включены раритетные, не издававшиеся ранее фотографии Кинчева и К°. Например, только здесь можно посмотреть фото Кинчева -студента на субботнике или карточки из семейного альбома. Остальные разделы первой части - "Армия Алисы" и "География" - посвящены фанатам группы, известным своей верностью и своеобразным братством. Музыканты очень ценят преданность и любовь своих поклонников и не могли не уделить им отдельных глав. Письма, рисунки фанатов, история создания и условия вступления в фан-клуб собраны здесь воедино.

Но самый примечательный раздел - рукописи. Это целое собрание тетрадей Кинчева с набросками, черновиками стихов, расчетами концертов. Теперь можно своими глазами увидеть, как рождался текст песни "Мое поколение" и многих других. А оригинальные рисунки среди рукописей удивительным образом перекликаются с только что просмотренными клипами группы и творениями фанов. Видимо, взаимопонимание музыкантов и их поклонников действительно велико.

Самое, пожалуй, главное достоинство рок-энциклопедии "Быль да сказки" - ее неповторимый, совершенно чумовой, как говорят рокеры, дизайн. Именно дизайн издания передает таинственную, ни с чем не сравнимую атмосферу вокруг группы. Этой атмосферой пропитана и вся вторая часть энциклопедии - "Сказки", нарисованная талантливыми художниками из комикс-студии "Муха" (г. Уфа).

Нам предлагается выбрать одну из четырех татуировок на бицепсе Кинчева. Нажав на татуировку, мы попадаем в сказочный мир комиксов, где девочка Алиса и загадочный герой Доктор (в чертах которого трудно не узнать Костю) путешествуют по миру в поисках Солнца и спасают Землю от сил зла. Следующая татуировка загружает ролик, в котором лидер "Алисы" рассказывает о том, что значат в его жизни религия и Бог. Наколка с изображением головок мака повествует об отношении Кинчева к наркотикам (нетрудно догадаться, какое оно). И, наконец, последняя татуировка переносит читателя в таинственный мир "Апокрифа", книги-бытописания творчества группы, написанной по подобию настоящих древних текстов.

Диск сделан профессионально, грамотно, с душой. Нет ни одного места, в котором хотелось бы что-то улучшить. Разработчики позаботились о том, чтобы творчество группы стало еще более близким и родным "для фанов и людей, которые никогда не слышали "Алису". Спасибо им за это.