Домашний компьютер, июнь 1997 г. "Кисти и краски."
Игорь Сидоров.

В тяжелом кресле, украшенном резьбой, у камина сидел человек. Багрово-красное пламя, отражаясь в брабантском кружеве его изысканного костюма, освещало некрасивое лицо. Сегодня в Соборе Святого Иоанна опять случилась потасовка. Часть прихожан во главе с Питером ван Лейденом, размахивая руками и поминутно призывая Господа в свидетели, стала гневно обвинять его в богохульстве, граничащем с ересью. Другие - наоборот, покраснев от возбуждения и брызгая слюной, обзывали его религиозным фанатиком. Поскольку он молчал, не отвечая ни тем, ни другим, они сцепились между собой.

А с фрески, в окружении Богоматери, святого Иоанна и благочестивых донаторов, на все это скорбно смотрел распятый Христос. "Какие же они все глупцы. Бог покинул этот мир, и почти порваны нити, связывающие людей с ним. Ценности и идеалы истлели. Наступило царство всемогущего Порока и его наглой торжествующей свиты. Глупость, Жадность, Зависть, Пьянство, Обжорство и Похоть - вот кому теперь поклоняются люди. Оглянитесь вокруг. Загляните в свою душу. А вы не нашли ничего лучше, чем обвинять меня, того, кто говорит вам о заблуждениях". Иногда он чувствовал себя орлом, гордо и независимо наблюдающим с вершины мира за суетой людей, копошащихся внизу, в другое время он ощущал себя одним из них, таким же ничтожным и подверженным соблазнам.

Треснула головешка в камине, взметнув пучок искр. Человек посмотрел на свои руки. Широкие ладони, короткие пальцы. Такие же руки были у его отца, двух братьев, деда, наверное, и у прадеда тоже. Они все занимались одним делом. После женитьбы на богатой патрицианке, он мог позволить себе не работать. Но против безделья восставала вся его сущность, человек чувствовал непреодолимую потребность передать людям то знание, которое открыто ему, и он не мог этому сопротивляться, да и не хотел.

Время было страшное. Мир трагически разрушался. Многочисленные проповедники предсказывают конец света, называют даже точную дату. Религиозные волнения стали обыденным явлением. Публичные пытки и казни еретиков теперь проводятся на городских площадях. Охота на ведьм ведется в широких масштабах. И уже опубликована знаменитая булла папы Иннокентия VII от 9 декабря 1484 г. Теперь из каждого собора слышатся призывы к беспощадной борьбе с теми, кто предался дьяволу, заклинаниям, колдовству и другим проклятым соблазнам и заклятиям. Обвинить человека в ереси стало проще простого. Наступило прекрасное время для сведения счетов. Как замечательно, написав донос на соседа, наблюдать за ним, прежде таким уверенным в себе, а теперь жалким и потерянным, отправляющимся в тюремный каземат в сопровождении стражы! Распространилось показное благочестие, оборотная сторона ложной веры и атеизма. Неуверенность в себе и страх стали привычными спутниками людей.

В углу комнаты тихо шуршала мышь, но он этого не слышал. Ему повезло. У него есть любимая жена, которая, пожалуй, единственная знает, каков он на самом деле, есть друзья. Он был членом Братства Богоматери, ставившего перед собой исключительно религиозные задачи и занимавшегося благотворительностью. Приходилось ему бывать и на собраниях Братства Совместной Жизни, возникшего в результате протеста против корыстолюбивого духовенства. Его члены считали себя истинно верующими и искали путь к Богу, не пользуясь помощью официальной церкви. Там его понимали. Еще у него есть кисти и краски, с их помощью он разговаривает с людьми, обращается не только к их чувствам, но и к разуму. Он поставил перед собой задачу найти причину Зла в этом мире и показать его в разных проявлениях. Фантастические, жуткие, невиданные образы посещали его. Священник с головой свиньи служит мессу, огромные звери и фрукты смешались с человеческой толпой, механические животные мучают грешников и ангелы падают с небес. Человек тряхнул головой, отгоняя видения. Нужно было работать. Он встал с кресла, надел блузу и взял в руки кисти.

Об этом художнике и о многих других можно узнать, просмотрев CD-ROM "Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства" (Серия "Интерактивный мир"). Материалы для этого издания предоставила Большая Российская Энциклопедия. Основой послужила книга "500 мастеров зарубежной классики" под редакцией В.Д.Синюкова и М.И.Андреева (БРЭ, М., Санкт-Петербург, 1995 г.). Это тот редкий случай, читатель, когда издание на CD-ROM не только не исказило первоисточник, но и значительно обогатило его. Впрочем, судите сами.

Первый раздел Главного меню называется Мастера. Войдем в него. Здесь можно получить краткую справку о пятистах деятелях изобразительного искусства, ознакомиться с краткой характеристикой их творчества.

Курсор уже находится в строке поиска, мы начинаем вводить имя (пусть это будет Хиросигэ),и программа тут же приступает к автоматическому поиску. Но вот имя введено полностью, и мы видим его в списке ниже строки поиска. Остается только нажать клавишу Enter. В левой верхней части экрана появляется литография мастера под названием "Станция Камбара", а всего здесь представлено четыре картины. Наведем курсор на литографию - он принимает форму лупы. Щелкнув левой кнопкой мыши, мы получим увеличенное изображение картины. В правой верхней части экрана находится статья о художнике. Оказывается, он был крупнейшим представителем направления укие-э. А это что за термин? На помощь приходит контекстная справка. Перевод этого понятия означает "образы быстротекущего мира". Из справки мы узнаем также об истории этого направления, можем получить доступ к статьям и произведениям других художников.

В правой нижней части экрана находятся три фильтра: по времени, по стране и по жанру. Фильтры можно комбинировать и задавать сложные условия отбора. Например, мы хотим узнать, какие художники и архитекторы работали в период с 1470 по 1474 г.г. Задаем это условие отбора на шкале времени и видим, что наш список мастеров содержит 58 фамилий.

Перейдем теперь к фильтру "по стране", и выберем США. Список наш на глазах исчезает, результат - 0. Надо же было так опростоволоситья! Христофору Колумбу в 1470г. исполнилось девятнадцать лет и до его главного путешествия оставалось еще целых 22 года.

Сбросим это условие отбора и введем новое - "Италия". Теперь в списке 31 фамилия. Наконец применим последний фильтр, "по жанру". Посмотрим, кто же из этих мастеров занимался гравюрой? Осталось всего две фамилии. Теперь мы знаем, что в период с 1470 по 1474 г.г. жили и работали два итальянских гравера - Антонио дель Полайоло и Андреа Мантенья.

А теперь сбросим все фильтры и рассмотрим еще один, недокументированный. Оказывается, если в строке поиска поставить восклицательный знак, а затем слово, то программа произведет поиск и найдет нам все статьи, в которых это слово присутствует. Только не надо искать, к примеру, союз "а". Я это уже сделал, и ответственно вам заявляю, что союз "а" применялся в 142 статьях. Но вот узнать, какие мастера использовали в своих произведениях образ, например,Геракла, намного интереснее. Таких оказалось пятеро. Для меня, например, полной неожиданностью оказалось, что в эту компанию попал Джошуа Рейнольдс, до этого я представлял себе его только, как мастера портрета.

При использовании этого фильтра нужно учитывать одно обстоятельство: искомое слово может присутствовать в любом падеже. Поэтому, чтобы поиск был полным, следует отбросить окончание "и", заменив его символов *. Звездочка показывает программе, что в этом месте может находится любое количество любых символов.

Например, я хочу найти статьи о мастерах, творчество или жизнь которых так или иначе связаны с Гаагой. В строку поиска нужно ввести !Гааг*. В результате у меня появляется подборка из 22 статей. Если же ввести !Гаага, то таких статей будет всего 12. Безусловно, такими возможностями получения связанной информации не обладает ни одна книга.

К большому сожалению, в этом издании имеются опечатки. В списке в левом нижнем углу вместо Хиросигэ написано Хиросиге, немецкий живописец Альтдорфер почему-то превратился в Альторфера. Это несколько уменьшает общее благоприятное впечатление.

Раздел Музеи содержит краткую справку о 42 музеях мира, а раздел Термины объясняет подробно смысл многих понятий, используемых в изобразительном искусстве, и мы наконец поймем, чем Романтизм отличается от Романизма.

Второй большой раздел этого издания называется Экскурсии. Он приглашает зрителя получить общее представление о некоторых жанрах, и рассказывает историю их развития (Портрет, Пейзаж, например), или о стилях. Можно совершить экскурсию по любому из восьми интереснейших музеев мира, узнать об истории их создания, побродить по залам и ознакомиться с основными коллекциями. Вглядимся в эти произведения, в послания мастеров, пришедшие к нам сквозь пространство и время. Попробуем не только смотреть, но и видеть. И каждый из нас найдет в них что-то свое, отвечающее его представлениям о мире, любви, добре и зле. Протянутся нити, связывающие нас, сегодняшних, часто очень самоуверенных и недалеких, с уже ушедшими, но все равно такими близкими, решающими те же проблемы. Мы увидим, что во все времена существовали гордость и зависть, благородство и низость, и что борьба добра со злом вечна, а человек всегда мучительно пытается отделить одно от другого. А сейчас танцуют крестьяне Брейгеля, играет гитарист Греза, сражаются войска Александра Македонского на картине Альтдорфера, заседают до смешного знакомые депутаты на литографии Домье.

Человек смотрел на картину. Он видел святого в красной мантии, стоящего перед алтарем и исцеляющего людей. Лицо святого было спокойно и сурово, он протянул руку в благословляющем жесте к горбатому калеке, с верой и мольбой во взгляде ожидающему чуда. Вокруг стояли люди и с волнением ожидали исцеления.

Но что это? Святой превращается в лукавого шарлатана и обманщика. Вместо алтаря с чашей причастия появился стол с реквизитами для фокусов. В руках мошенника шарик, с помощью которого он дурачит всех. Манипуляции приковывают к себе внимание зрителей, а в это время у простофили, в которого превратился горбун, наблюдающего за фокусником с неподдельным вниманием, крадут кошелек. Вместо людей - толпа, на лицах - застывшие маски, и никто не видит главного фокуса, который показывают прямо у них под носом! Свершилось! Подмена произошла.

Как легко, оказывается, божественное может превратиться в дьявольское, если нет истинной веры и понимания в душе. Он обязательно напишет эту картину и назовет ее "Фокусник". Это его предупреждение людям. Не допускайте, чтобы вас дурачили лжепророки, шарлатаны, политики и прочие проходимцы, одетые в красивые одежды. Человек положил кисти и краски на стол и вышел из комнаты.

Он был простой смертный и не предвидел будущего. Впереди его ждала известность, большая слава, затем полное забвение. В XIX веке о нем начнут вспоминать, XX век откроет его заново. О нем будет написано большое количество книг и статей, и многие из них будут противоречить друг другу. Его произведения никогда не будут разгаданы до конца. Но это все впереди. Современники звали его Иеронимус ван Акен. Нам он известен как Иероним Босх.