Домашний компьютер, июль 1997 г. "Мое кино".
Николай Соколов.

Кажется, что это было совсем недавно. Красочные афиши, длиннющие очереди в кассы кинотеатров, блеск кинофестивалей. Девчонки, да и не только они, собирали фотографии любимых актеров, которые продавались в киосках "Союзпечати". Добрую половину газеты "Досуг в Москве" занимала киноафиша. А сколько народу собирали около себя рекламные щиты, на которых еженедельно обновлялся список фильмов, демонстрировавшихся в доброй сотне московских кинотеатров. Лучшие фильмы подчеркивали на афишах ногтем, а порой и просто вырывали сведения о репертуаре ближайшего очага культуры. Где они, эти благословенные времена, когда поход в кинотеатр был самым настоящим праздником, когда влюбленные целовались на галерке полутемного зала, когда мальчишки выхватывали из кармана игрушечные пистолеты и с криками "ура!" начинали палить по экрану, представляя себя неуловимыми мстителями? Неужели обо всем этом осталось только вспоминать?!

Многие кинотеатры превратились в мебельные и автомобильные салоны, некоторые стали церквами, костелами и молельными домами.... Единственным зрелищным увеселением брошенного в "рыночную экономику" люда остался телевизор, со скудным разнообразием фильмов и обилием рекламы памперсов, тети Аси, батареек Джи-Пи, Минтона и Кэфри.

А мыльные оперы? - спросите вы. - А американские боевики с ограблениями, погонями, выстрелами и изнасилованиями? А наше новое кино? Вот именно, кино. Ведь все мы любим именно кино, а не взгляд урывками между стиркой белья и приготовлением ужина. Увы, остались только ностальгические воспоминания. А погрустить об ушедшем можно и дома перед экраном персонального компьютера, неспешно листая виртуальный альбом с фотографиями своих кумиров, слушая добрые старые песни из кинофильмов, еще и еще раз прокручивая незабываемые фрагменты из любимых фильмов. И все это - "Интерактивный Мир" фирмы "Коминфо", в который с возгласом Василия Ивановича - "Над Чапаевым издеваться? Пристрелю!" - ворвалась Энциклопедия российского киноискусства "Киномания97". Соиздателями этого диска, выпущенного под эгидой Госфильмофонда России и Киноцентра, выступили Информационно-аналитическая фирма "Дубль-Д" и студия с символическим названием "Уходящие образы".

В прошлом году мировой кинематограф праздновал свое столетие. Менее чем через полгода после самого первого в мире киносеанса, на котором братья Люмьер демонстрировали свое эпохальное "Прибытие поезда", начали снимать свои первые киносюжеты московский актер В.А.Сашин-Федоров и харьковский фотограф А.К.Федецкий. Но должно было пройти более десятка лет, прежде чем в России появился свой первый художественный фильм. Им стала "Понизовая вольница", снятая А.Дранковым и Н.Козловским как экранизация популярнейшей народной песни о Степане Разине. Кино в России поначалу было всего лишь балаганным зрелищем. В кинофильмах Дранкова и Ханжонкова снимались мелодрамы типа "Чужая душа", " Умирающий лебедь","Девушка из подвала", а то и откровенная "клубничка" типа "Анфисы" или "Нелли Раинцевой", отвечающие самым неприхотливым вкусам.

Но существовало в дореволюционной России и другое направление - экранизация русской литературной классики. В этом русское кино далеко обогнало тогдашний западный кинематограф, с большим опозданием осознавший значение серьезной драматургической основы в фильме. Среди самых примечательных фильмов дореволюционных лет были "Пиковая Дама" Я.Протаназова, "Крейцерова соната" и "Анна Каренина" В.Гардина, "Домик в Коломне" П.Чардынина.

Вот так незаметно мы погрузились в историю отечественного кинематографа. А это один из разделов "Киномании". Здесь можно ознакомиться с основными периодами становления кино в России, жанровыми различиями фильмов, основными действующими лицами кинематографа, киностудиями и учебными заведениями, готовящими актеров, режиссеров, операторов, сценаристов, художников, экономистов, редакторов и киноведов. Несколько суховато, но так уж повелось в классических энциклопедиях, где факты превалируют над эмоциями.

И все-таки кино делают люди. В энциклопедии около 600 биографий российских актеров, режиссеров, операторов, художников и композиторов. Все они снабжены подробнейшими фильмографиями. Как вы думаете, сколько у нас женщин-актрис? 145 - утверждает энциклопедия. Но все-таки кино, оказывается, дело мужское, так как актеров-мужчин в нашем кинематографе работало и работает вдвое больше. Четыре женщины-педагога против 51 мужчины. Всего одна женщина кинооператор и девять женщин кинорежиссеров. Такая вот получается патриархальная статистика. Видимо, именно поэтому женщины так любят кино.

Другие весьма интересные сведения можно получить, отправившись в путешествие по фильмам. Например, с 1912 по 1940 год было выпущено 225 фильмов, а с 1940 по 1980 - 1932 картины. За последние шесть лет - с 1990 по 1996 год - в России было создано 1111 художественных фильмов. Конечно, в этот список попали и совместные работы с западными кинематографистами, а также работы киностудий, как теперь принято говорить, ближнего зарубежья. Великая все-таки вещь статистика! И удовлетворить свое любопытство, благодаря хорошо продуманной системе поиска, реализованной в "Киномании", не составит особого труда. Как мне удалось выяснить, последние шесть лет российские кинематографисты активно работали в жанре драмы (253 фильма), комедии (189 фильмов), и весьма мало уделяли внимания приключенческим кинолентам (48 фильмов), фантастике (21 фильм), экранизациям литературных произведений (52 фильма). Рекордсменами "снимаемости" за этот период стали Нина Русланова (25 фильмов) и Александр Панкратов-Черный (21 фильм).

И еще один эксперимент со справочной системой энциклопедии. Как я и ожидал, самым популярным числом у кинематографистов является "три". Вспомните "Три плюс два", "Три сестры", "Три тополя на Плющихе", "Три толстяка". "Троечных" фильмов я насчитал 22. На втором месте со счетом 21 оказалась "единица". Это "Белеет парус одинокий", "Одинокая женщина желает познакомиться", "Один шанс из тысячи"... И замыкает тройку лидеров счастливое число "семь". Фильмов с семеркой оказалось 20. Среди них "Семь невест ефрейтора Збруева", "Семеро смелых", "Семь нянек" и даже "Семь сорок".

В общем , занятие это оказалось настолько увлекательным, что чуть было не довело до греха. А произошло вот что. Просматривая список фильмов, в которых играл Анатолий Ромашин, я с удивлением обнаружил, что он снимался в хорошо известном мне фильме под названием "Грех". Нет, подумал я. Что-то здесь не то. Я ведь хорошо помнил, что в этом фильме участвовал Александр Абдулов. Прочитав аннотацию к фильму, я еще больше смутился. Вместо ожидаемой мной истории любви девицы и красавчика монаха, чье прошлое отягощено криминальным кошмаром, в аннотации приводился сюжет о неком любвеобильном Сергее Сергеевиче - отставном полковнике КГБ. Ну вот, напортачили программисты, подумал я. Но все оказалось намного проще. Существуют два фильма. Один называется "Грех", а другой "Грехъ. История страсти".

Впрочем, таких совпадений у наших деятелей киноискусства оказалось немало. Есть даже фильмы, названия которых совпадают дословно. Например, есть два "Двойника", две "Дороги". Так же парочками можно наблюдать фильмы "Наваждение", "Хозяин", "Ведьма", "Выкуп", "Голос", "Убийца", "За что?", "Вот моя деревня", и даже "Нам не дано предугадать". Так что, уважаемые кинематографисты, собираясь давать имя своему будущему фильму, обязательно загляните в "Киноманию". А вдруг то, что вы придумали, давно уже реализовано.

Кстати, "Коминфо" заявила, что "Киномания" станет периодическим изданием, наподобие своей старшей сестры Microsoft Cinemania, замечательной энциклопедии западного киноискусства. А все зарегистрированные обладатели любого диска фирмы "Коминфо" и "Киномании 97" получат следующую версию программы, оснащенную системой обновления и пополнения данных через Интернет, бесплатно.

А пока мы всей семьей удобно устраиваемся перед экраном монитора. Я включаю компьютер, устанавливаю диск и мы погружаемся в мир Российского кино, которое, есть почему-то такая уверенность, не умерло, а только затаилось на время, и вот-вот выплеснется на большой экран фейерверком умных, добрых, талантливых фильмов.