Музыкальный Олимп, январь 1998 "Каждому времени - свой носитель."
Али Геналиев

"Ты-ты-ты-тысяча пластинок..." - старая песенка группы "Секрет" крутится в голове, когда я рассматриваю мультимедийные компакт-диски для персональных компьютеров. CD-ROM'ы вмещают в себя столько аудио- и видеоинформации, что вместо моих двух шкафов "винила" вполне хватило бы одной книжной полки.
А ведь лет пятьдесят назад... Заваривали чай, приглушали свет и заводили патефон, нежно брали пластинку и аккуратно опускали ее на крутящийся диск. Потом плавно, оттопырив мизинец правой руки, ставили массивный металлический звукосниматель и через несколько секунд шуршания слышалось: "Сердце мое... Утомленное солнце..." О, эти реликты на 78 оборотов... В них какая-то чарующая магия времени, времени, которое сквозь хрипы донесло до нас голоса Вертинского, Шаляпина...
Но, к сожалению, эти граммофонные звуконосители были настолько хрупки, так нещадно "запиливались" на вечеринках, что мало кто из филофонистов может похвастаться сегодня большой коллекцией.
А потом настала эпоха небьющихся дисков из винила. У нас тогда по радио звучала "строго разрешенная" музыка, а то, что хотелось услышать, доносили сквозь эфирные помехи "вражеские голоса". И в это время красиво оформленные диски на 33 оборота прорвали границу. Каждый, кто тогда начинал собирать музыкальную коллекцию, помнит трепетное чувство, с каким брали в руки желанный диск, как разрывали защитную целлофановую оболочку красочного пакета, вынимали вкладыш и саму пластинку, аккуратно ставили уже на современный проигрыватель, осторожно опускали легкий как пушинка электромагнитный стереозвукосниматепь... И из мощных колонок сквозь захватывающие душу гитарные аккорды доносилось уже: "It's been a hard day's night..."
Но это все лирика. Коллекционер-консерватор, я надолго полюбил эти виниловые "гиганты". Потом долго привыкал к компакт-кассетам. Но система Dolby и улучшения качества пленки сделали свое дело. Кассеты, прочно войдя в нашу жизнь, удерживаются до сегодняшнего дня благодаря низкой цене и удобству.
На базе компакта возникли и другие идеи. CD-ROM с программным обеспечением для персонального компьютера. Фото-CD для цифровой фотографии. Видеодиски. И так далее. Кто знаком с компьютером, знает, как много разнообразной информации можно получить с одного CD-ROM'а. В основном это программное обеспечение и видеоигры.
Сперва мультимедийные технологии на основе персонального компьютера были достаточно дороги, поэтому массовое распространение они получили только в начале 90-х годов после успеха разработчиков аппаратного обеспечения и появления таких продуктов как Windows, Video for Windows и так далее. Так возникло великое множество игр для PC - с качественным изображением и музыкой. Кроме этого появилась новая сфера применения "персоналок", такая, как интерактивный доступ к знаниям с использованием звуковой и видеоинформации. Одними из первых впечатляющих продуктов в этой области были предложенные фирмой Microsoft мультимедийные энциклопедии и справочники. Справочник Microsoft "Синемания" до сих пор представляет интерес, так как содержит более 10 000 статей, в которых подробно рассказывается о вышедших за сто лет фильмах. На диске храниться музыка из кинокартин, видеофрагменты и фотографии Недавно в России стали появляться аналогичные электронные издания. Были созданы: путеводители по Кремлю, Петергофу, исторические и художественные энциклопедии. Аналогично майкрософтовской "Синемании" появилась сделанная компанией "Коминфо" энциклопедия "Киномания 97/98", которая содержит информацию о кинолентах, созданных в СССР и России за 100 лет. Не забыли и о нас, любителях музыки. Эта же компания "Коминфо" выпустила недавно энциклопедию классической музыки; рок-энциклопедию "Погружение", содержащую всю историю группы "Наутилус Помпилиус"; "Алиса. Быль да сказки"; "Последний герой" посвященную "Кино" и Виктору Цою. Совместно с "Артинфо" и фирмой "Solyd Record" компания "Коминфо" в конце 1997 года издала также первый из двух дисков полного мультимедийного собрания, посвященного 60-летию Владимира Высоцкого.
Каждый из таких CD-ROM'ов обычно содержит несколько разделов: "Биография"; "Архив"; "Фотоархив"; "Тексты песен"; "Ноты"; "Видеоархив"; "Видеоклипы" и, конечно же, записи самих песен, каждую из которых можно найти по названию или по первой строке. Поражает объем информации, который "воткнули" в эти мультимедийные энциклопедии. Так, например, CD-ROM "Наутилуса" содержит все композиции группы начиная с 1983 года. То есть один такой диск заменяет примерно десять обычных пластинок, не говоря уже о целой папке с газетными и журнальными материалами и фотографиями любимой команды. И если качество записи музыки весьма неплохое и зависит от модели звуковой карты вашего компьютера, то видеоизображение пока еще "оставляет желать". Так что, если вы коллекционер и собираете не только пластинки, компакты, но и плакаты, а также вырезки из газет, то есть составляете собственный архив любимых групп и артистов, для Вас такие мультимедийные диски - настоящий подарок. Правда, пока еще дорогой. И чем более высокое качество звука и изображения вы хотите получить, тем дороже будет стоить компьютер. В среднем для хорошего воспроизведения требуется аппарат стоимостью 1,500 долларов, да и сами CD-ROM'ы пока еще дороги и стоят, как правило, 40-50 долларов.
Однако бурное развитие вычислительной техники и программного обеспечения с каждым днем удешевляет и улучшает как сами компьютеры, так и носители ин-формации. В декабре 1995 года десять гигантских электронных компаний - Hitachi, Matsushita, Mitsubishi, Philips, Pioneer, Sony, Thomson, Time Warner, Toshiba и Victor - пришли к созданию единого нового стандарта цифрового многофункционального диска DVD (Digital Versatile Disk), который сейчас начали расшифровывать как Digital Video Disk. Новый формат цифровой записи вобрал в себя следующие принципы: единый интерактивный стандарт для компьютера и телевидения; совместимость с существующими CD; совместимость с будущими записываемыми DVD-дисками; единая файловая система для всех приложений; низкая цена; отсутствие жесткого корпуса или футляра (типа caddy); надежность хранения данных; большая емкость и высокая скорость записи и считывания информации.
Так, если CD-диск содержит примерно 650 мегабайт информации, то емкость однослойного DVD-диска будет в семь, а двухслойного - в двенадцать раз больше, а емкость двухслойного двустороннего DVD-диска достигнет 17 гигабайт! На такой носитель с помощью алгоритма сжатия видеосигнала MPEG-2 можно будет записать более 8 часов высококачественной видеоинформации. Кроме того, звуковое сопровождение, записанное по системе Dolby AC-3, позволит сопровождать видеофильм по пяти независимым каналам, создавая полнообъемное звучание со спецэффектами.
Но это пока еще недалекое будущее. Хотя уже сегодня можно помечтать о новых возможностях и оригинальных сценариях мультимедийных дисков. Так, например, можно построить целый театр, посвященный граммофонным записям, и принести туда весь аромат того времени. Можно создать более совершенную поисковую систему. Можно, в конце концов, включить в такой диск элементы творчества: когда на представленной информации вы сможете самостоятельно на компьютере изготовить плакат любимого коллектива и распечатать на высококлассном принтере. Или создать книгу. Или записать по типу караоке новую песню вместе с музыкантами группы, ввести свое изображение в видеоклип. И так далее - по замыслу режиссера - программиста. То есть над чем подумать.