НРС, май, 1997 г. "Интерактивный Василий Иванович или "Киномания" для киноманов".

Если на вашем компьютере нет CD-RОМ-ной платы, можете дальше не читать. А впрочем, нынче подтягивают не только лица, но и электронику. И если вам очень захочется шагать в ногу со временем, то замечательную плоту эту вам вмонтируют в момент.

Я уже давно пользуюсь для дела и развлечения различными CD-ROM. И ощущение новизны, конечно, притупилось. Но интерактивный диск с громким названием "Киномания 97" вновь пробудил во мне туземца заброшенного в саванне племени тумбо-юмбо, впервые увидевшего самолет. Подчеркиваю, супердиск из России! Уже не сверхдержавы, - страны униженной, оплеванной, полунищей и по уши в долгах. В ироническую формулу описания России 90-х "Буркина Фасо с ракетами" слово ракеты (особенно после парижского заявления Ельцина) следует смело заменить на CD-ROMы. Знай наших!
Впрочем, иронию в сторону. Вот факты. "Киномания 97" включает в себя: более 4200 статей о фильмах, снятых в России-СССР-России в период с 1908 по 1996 год, 550 биографий и фильмографий российских актеров, режиссеров, операторов, художников и композиторов. Статьи по истории кино и московских кинофестивалей. То есть это внушительная, хорошо документированная энциклопедия российского киноискусства, подготовленная серьезными людьми.
Для работы над информационным блоком московское электронное издательство "Коминфо" привлекло мощные силы в лице аналитической фирмы "Дубль-Д", Госфильмофонда, "Союзэкспортфильма", "Киноцентра" и журнала "Искусство кино".
Скрипучий характер не позволяет мне не заметить пары пятен на восхитительном лазерном светиле. Во-первых, стиль изложения не всегда соответствует динамичному, сгущенному компьютерному мышлению рубежа тысячелетий. Цитирую: "Кинематограф, являя собой сложную совокупность технических и художественных средств для фиксации на кинопленке и последующей демонстрации на экране движущихся объектов, требует для своего функционирования участия большого количества людей многочисленных специальностей". Уф-ф-ф... Правильно, но тоскливо, как в типовой вгиковской диссертации.
В биографии творцов фигурируют две графы - профессия и звания. Скажем "Никита Михалков" - лауреат премии "Оскар" (1994)". За что, за какой фильм? Жаль, не уточняется. Описания фильмов во многих случаях не дают представления об их художественном уровне, атмосфере времени, отношении прессы и зрителей. Зато к каждому фильму прилагается, как в ателье индпошива, наиточнейший метраж 2546 м, 2692 м...
Но сердце запело, когда я "кликнул" соседний с энциклопедией раздел кинофрагментов. В маленьком окошке появился Василий Иванович в замечательном эпизоде про сломанную табуретку и Александра Македонского. (Маленькое окошко вы можете преобразовать в нормальное окно во весь рост монитора). "Чапаев", "Путевка в жизнь", "Ирония судьбы", "Белов солнце пустыни", "Волга-Волга", "Кавказская пленница" - всего 54 классических эпизода, которые вы можете, не включая видео, смотреть и пересматривать на своем компьютере, останавливать, возвращаться, заглядывать попутно в биографии актеров, режиссеров... А рядышком, на расстоянии одного "клика", еще одно ностальгическое чудо: 35 звуковых фрагментов - незабываемые мелодии и песни старого, доброго советского кино. "Девять граммов, сердце, постой, не зови...", "Где-то на белом свете, там, где всегда мороз", и даже жаровские "Щи горячие, с кипяточечком". На этих щах я окончательно сомлел, чего и вам желаю.